Трудоемкость 3 з.е.
Количество недель 9
Средняя нагрузка в неделю 7 часов
Уровень образования бакалавриат, специалитет, магистратура
Автор курса:Драчкова Людмила Николаевна,
к.г.н., заведующий кафедрой географии и гидрометеорологии, к.г.н., доцент ВШЕНиТ САФУ,
e-mail: l.drachkova@narfu.ru
О курсе
Антропогенное изменение климата входит в число главных проблем этого столетия. После более чем 30 лет интенсивных исследований и подтверждения необходимости реализации климатической политики на региональном, национальном и международном уровне сокращение эмиссии парниковых газов пока так и не стало устойчивой тенденцией. Как человечество может ограничить потепление на уровне намного ниже двух градусов, согласно Парижскому соглашению 2015 года, и адаптироваться к изменениям климата, которых уже не избежать – эти вопросы необходимо решать в срочном порядке.
Все больше сфер деятельности – сельское и лесное хозяйство, государственное управление, здравоохранение и гражданская защита, строительная отрасль и ЖКХ, энергетика и водоснабжение – не могут обойтись без знаний об изменении климата, стратегиях его ограничения и адаптации к этим изменениям.
В этом может помочь Массовый открытый онлайн-курс (МООК) «Изменение климата: риски и проблемы», разработанный Немецким климатическим консорциумом (DKK), Всемирным фондом охраны природы (WWF) и адаптированный для русскоязычной аудитории Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова и Ассоциацией «Национальный арктический научно-образовательный консорциум». Курс предоставляет актуальные междисциплинарные знания по изменению климата в формате онлайн-обучения – бесплатного курса, доступного независимо от времени и места.
В рамках данного курса ведущие немецкие климатологи представляют научно обоснованные знания, необходимые для понимания сложной глобальной проблемы изменения климата и возможных путях ее решения. Чтобы разобраться в имеющихся фактах, нужно рассматривать данную проблему с разных точек зрения – научной, политической, экономической и социальной. Специалисты по изучению климата и исследованию его влияния дают научное обоснование, помогающее принимать решения и соответствующие меры. Курс формирует научно-обоснованную систему знаний по вопросам изменения климата, его последствий для природы и общества и потенциальные решения этой проблемы.
Планируемые результаты обучения:
- В процессе активного обучения, вы получите базовые знания о климатической системе и изменении климата, а также о связанных с ними вопросах.
- Вы узнаете разницу между естественными и антропогенными факторами влияния на климатическую систему, а также о естественных изменениях климата. Понимание этих различий необходимо для лучшего понимания причин изменения климата.
- Вы научитесь правильно определять виды последствий антропогенного изменения климата для природы и общества.
- Вы также познакомитесь с обзором доступных мер, которые необходимо предпринять для ограничения и адаптации к последствиям климатических изменений.
- Вы узнаете об основных научных методах климатических исследований. Это позволит вам проводить грань между взглядами отдельных групп и достоверными научными знаниями.
- После окончания курса вы будете знать надежные источники научной информации и объективных представлений, так как познакомитесь с крупными научными институтами в области исследования климата и известными немецкими исследователями.
Необходимым условием для освоения онлайн-курса являются следующие требования:
Для освоения курса не нужны специальные знания и подготовка.Структура онлайн-курса:
Данный курс состоит из шести разделов по 5-10 занятий в каждом:Раздел 1. Климатическая система и изменение климата.
Понятия погоды, климата, климатической системы; естественные и антропогенные факторы влияния на климатическую систему; источники антропогенной эмиссии парниковых газов (в частности, ископаемые топлива), факторы влияния на показатели эмиссии и основные причины (образ жизни, экономический рост); потребности и ограничения производственной цепочки.
Раздел 2. Климатические модели и сценарии.
Зачем нужны климатические модели и как они работают; основные климатические сценарии для 21-го века и изменение климата по разным сценариям; политическая цель ограничения потепления на уровне 2 °C и пути ее достижения; углеродный бюджет и его связь с климатом. Роль и функции группы МГЭИК.
Раздел 3. История изменения климата.
Значимость реконструкции климата прошлого (плейстоценовой эпохи и голоценового века) и назначение кернов; антропогенное влияние на климат в прошлом и рост выделения CO2; причина чередования ледниковых и межледниковых периодов; связь между концентрацией CO2 и глобальной температурой, взаимосвязь между изменением климата и общественно-экономическими процессами.
Раздел 4. Последствия изменения климата.
Последствия изменения климата для природы, общества и отдельных людей, в частности особые проблемы в городах, и влияние изменения климата на Мировой океан; принципы определения рисков группой МГЭИК и их применение; риски скачкообразных и необратимых изменений и необходимость срочного принятия мер; рост экстремальных явлений; роль климата в городе в плане адаптации к изменению климата и сокращения эмиссии парниковых газов.
Раздел 5. Изменение климата как социальная проблема.
Значение для общества влияния человека на климат, возникающие проблемы и подходы к защите климата. Адаптация к последствиям изменения климата и ее ограничения, связь изменения климата с конфликтами из-за ресурсов и миграцией.
Раздел 6. Проблема изменения климата в политике и экономике.
Проблемы экономики и международной политики в области климата; основные достижения международной политики в области климата; история переговоров по климату (конференции COP); необходимость ограничить потепление уровнем «намного ниже 2 °C» и возможные стратегии перехода к экономике с нулевым уровнем выбросов.
Образовательные программы, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:
Все образовательные программы.Курс был создан и поддерживается при финансовой поддержке Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью WWF, Германского климатического консорциума, САФУ и НАНОК и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза