Трудоемкость 3 з.е.
Количество недель 8
Средняя нагрузка в неделю 14 часов
Уровень образования магистратура
Авторы курса:Марьянчик Виктория Анатольевна,
профессор кафедры русского языка и речевой культуры САФУ,
e-mail: v.marjyanchik@narfu.ru
Тряпицына Елена Валериевна,
зав. кафедрой английской филологии, языков северных стран и лингводидактики САФУ,
e-mail: e.tryapicina@narfu.ru
Воробьева Елена Ивановна,
доцент кафедры английской филологии, языков северных стран и лингводидактики САФУ,
e-mail: e.vorobeva@narfu.ru
Щипицина Лариса Юрьевна,
профессор кафедры немецкой и французской филологии САФУ,
e-mail: l.shchipitsina@narfu.ru
Постникова Маргарита Игоревна,
профессор кафедры педагогики САФУ,
e-mail: m.postnikova@narfu.ru
О курсе
Целью курса является подготовка педагога, обладающего умениями и навыками эффективной работы с целевыми группами обучающихся с особыми образовательными потребностями путем организации учебно-исследовательской деятельности в предметной сфере в старшей школе. Инновационные технологии обучения, используемые в курсе: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, технологии развития критического мышления и проблемного обучения.Планируемые результаты обучения:
ДК-2. Способен организовывать учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников в предметной сфере.Знает:
- нормы и методы обучения, активизирующие творческий, научно-исследовательский потенциал старших школьников, в том числе выходящие за рамки учебных занятий, а также правила, обеспечивающие эффективность учебно-исследовательской работы (стандарты оформления научных работ, правила научной дискуссии и т.д.).Умеет:
-организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе, исследовательскую, в различных формах, активизирующих творческий потенциал старших школьников, и поощряет индивидуальное и коллективное творчество обучающихся.Владеет:
-руководит учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников, формируя у обучающихся культуру соблюдения авторских прав, навыки научной речи, в том числе написания исследовательских работ с грамотным оформлением цитат и ссылок на источники.Необходимым условием для освоения онлайн-курса являются следующие требования:
Знает:
- предметную область и способы интеграции научных знаний в учебный процесс;- основные формы урочной и внеурочной работы по организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.
Умеет:
-выбирать технологии и формы организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, предусмотренные готовой рабочей программой по предмету, для решения задач конкретного урока/внеурочного мероприятия.Обладает навыками:
-технологиями и формами организации урочной и внеурочной учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, рекомендованными готовой рабочей программой по предмету.Структура онлайн-курса:
Модуль 1. Психолого-педагогические основы организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Лекция 1. Психология учебно-исследовательской деятельности старших школьниковЧасть 1. Психология юношеского возраста
Часть 2. Психология учебно-исследовательской деятельности
Лекция 2.Учебно-исследовательская деятельность: специфика организации в старшей школе
Часть 1. Учебно-исследовательская деятельность школьников: ключевые понятия
Часть 2. Подходы к организации учебно-исследовательской деятельности в школе
Часть 3. Организация учебно-исследовательской деятельности учителем-предметником
Часть 4. Организация работы школьного научно-исследовательского общества
Контроль по модулю 1
Модуль 2. Технология организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Лекция 3. Информационные источники для учебно-исследовательской деятельностиЧасть 1. Определение темы исследования
Часть 2. Поиск научных источников
Часть 3. Источники фактического материала
Часть 4. Инструменты организации совместной работы
Лекция 4. Методы исследования языкового материала
Часть 1. Понятие метода. Общие и частные методы
Часть 2. Описание языкового материала
Часть 3. Языковой эксперимент
Часть 4. Корпусные исследования. Статистические подсчеты
Лекция 5. Научный стиль. Стандарты оформления научной работы
Часть 1. Научный стиль: специфика и тенденции развития
Часть 2. Научный стиль: конструктивный принцип, функции и черты
Часть 3. Научный стиль: обобщенность, логичность и связность
Часть 4. Научный стиль: нейтральность, экспрессивность и оценочность
Часть 5. Научный стиль: клишированность и нормированность
Часть 6. Стандартизированность научного текста
Контроль по модулю 2
Модуль 3. Презентация и оценка результатов учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Лекция 6. Представление результатов учебно-исследовательской деятельности старшеклассниковЧасть 1. Публичность как требование к представлению результатов деятельности
Часть 2. Подготовка к представлению результатов учебно-исследовательской деятельности
Часть 3. Представление результатов учебно-исследовательской деятельности как коммуникативное событие (вербальный аспект)
Часть 4. Представление результатов учебно-исследовательской деятельности как коммуникативное событие (невербальный аспект)
Часть 5. Особенности обратной связи. Роль аудитории
Лекция 7. Оценка учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Часть 1. Система оценивания и её функции и принципы
Часть 2. Образовательные результаты и критериальный подход к оценке результатов учебно-исследовательской деятельности
Часть 3.Комплексный мониторинг учебно-исследовательской деятельности старших школьников
Часть 4. Типичные проблемы и ошибки при оценке результатов учебно-исследовательской деятельности старших школьников.
Контроль по модулю 3
Контроль по курсу
Планируемые результаты обучения:
ДК-2. Способен организовывать учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников в предметной сфере.Знает:
- нормы и методы обучения, активизирующие творческий, научно-исследовательский потенциал старших школьников, в том числе выходящие за рамки учебных занятий, а также правила, обеспечивающие эффективность учебно-исследовательской работы (стандарты оформления научных работ, правила научной дискуссии и т.д.).Умеет:
-организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе, исследовательскую, в различных формах, активизирующих творческий потенциал старших школьников, и поощряет индивидуальное и коллективное творчество обучающихся.Владеет:
-руководит учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников, формируя у обучающихся культуру соблюдения авторских прав, навыки научной речи, в том числе написания исследовательских работ с грамотным оформлением цитат и ссылок на источники.Дополнительный инструментарий (список аппаратного и программного обеспечения и условия его получения):
Аппаратное обеспечение курса (приобретается слушателями):
- мультимедийный компьютер;
- видео- или веб-камера;
- микрофон (опционально, возможно использование встроенного микрофона веб-камеры);
- внешняя звуковая плата (опционально, возможно использование встроенной звуковой платы);
- модем или сетевая плата для подключения к сети Интернет.
Программное обеспечение курса (приобретается слушателями, в случае использования свободного программного обеспечения используется лицензия Open GPL):
- операционная система (Windows, macOS, Linux или подобная);
- офисная система (Microsoft Office, Libre Office, IWork или подобная);
- браузер.
Образовательные программы, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:
Перечень образовательных программ разработчика курса:
44.04.01 Педагогическое образование «Русский язык как иностранный»
44.04.01 Педагогическое образование «Русский язык и литература»
44.04.01 Педагогическое образование «Педагогика и психология профессионального образования»
44.04.01 Педагогическое образование «Управление в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование «Менеджмент в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование «Филологическое образование»
44.04.01 Педагогическое образование «Лингвистическое образование»
45.04.02 Лингвистика «Теория и методы обучения иностранным языкам»
Перечень образовательных программ других образовательных организаций, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:
44.04.01 Педагогическое образование (филологический профиль, лингвистический профиль)