Skip to main content

Психофизиология научения и обучения

Трудоемкость 3 з.е.

Количество недель 8

Средняя нагрузка в неделю 14-18 часов

Уровень образования бакалавриат

Авторы курса:

Морозова Людмила Владимировна,

д.б.н., профессор кафедры биологии человека и биотехнических систем ВШЕНиТ САФУ,

e-mail: l.morozova@narfu.ru

Панков Михаил Николаевич,

директор института медико-биологических исследований САФУ,

e-mail: m.pankov@narfu.ru

О курсе

Целью курса является формирование компетенций будущего педагога в области психофизиологических основ процессов научения и обучения для формирования современного подхода к организации и управлению процессом обучения. Курс состоит из трех модулей: «Научение. Физиологические корреляты научения», «Экологическая физиология», «Обучение», «Трудности обучения». Курс включает 7 разделов (лекций). Каждый раздел содержит видеолекцию, вопросы для самоконтроля и тест по лекции. Освоение каждого раздела предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей. Итоговый контроль осуществляется по результатам итогового зачета (в виде электронного теста по курсу), к которому студенты допускаются при условии успешного выполнения 3-х промежуточных тестов.
Инновационные технологии обучения, используемые в курсе: технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления и проблемного обучения, технология модульного обучения.

Планируемые результаты обучения:

ОПК-5 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Знает:

- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.

Умеет:

-использовать знания об особенностях гендерного развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы;
-применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания.

Владеет:

-действиями (навыками) учета особенностей гендерного развития обучающихся в проведении индивидуальных воспитательных мероприятий;
-действиями (навыками) использования психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Необходимым условием для освоения онлайн-курса являются следующие требования:

Знает:

- основы возрастной физиологии и психологии;
- основы методики обучения и современных педагогических технологий.

Умеет:

-применять отдельные компоненты методик коррекционной деятельности в школе;
-применять отдельные компоненты принципов индивидуализации обучения.

Обладает навыками:

-разработка технологий мер и технологий коррекционной работы в школе;
-разработка курса программ индивидуализации обучения.

Структура онлайн-курса:

Модуль 1. Научение. Физиологические корреляты научения

Лекция 1. Психофизиология научения
Часть 1. Понятие научения, «всеобщие» законы научения. Научение и созревание
Часть 2. Типология научения. Реактивное (пассивное) научение
Часть 3. Оперантное и когнитивное научение
Лекция 2. Интеллект - как основа научения и обучения
Часть 1. Общие вопросы теории интеллекта
Часть 2. Генетические и биохимические основы интеллекта
Часть 3. Нейрологическая основа интеллекта
Часть 4. Рефлекторная основа интеллекта
Контроль по модулю 1

Модуль 2.Обучение

Лекция 3. Умственная работоспособность
Часть 1. Понятие умственной работы и умственной работоспособности. Утомление и переутомление
Часть 2. Факторы определяющие работоспособность. Динамика работоспособности
Лекция 4. Адаптация ребенка к школе
Часть 1. Физиологическая адаптация
Часть 2. Социально-психологическая адаптация
Лекция 5. Особенности формирования школьно-значимых функций
Часть 1. Гендерная специфика обучения. Особенности развития мозга
Часть 2. Гендерная специфика обучения. Методы и подходы к обучению
Часть 3. Влияние свойств нервной системы человека на его эффективность и успешность в обучении в школе. Модальность и обучение
Часть 4. Специфика обучения леворуких
Контроль по модулю 2

Модуль 3. Трудности обучения

Лекция 6. Трудности обучения в школе
Часть 1. Понятие трудностей обучения
Часть 2. Причины трудностей обучения. Типы трудностей обучения
Лекция 7. Специфика обучения и сопровождения детей с синдромом дефицита и гиперактивностью (СДВГ)
Часть 1. СДВГ: распространенность и механизмы формирования
Часть 2. СДВГ: клинические проявления и диагностические критерии
Часть 3. СДВГ: клинические проявления и диагностические критерии (продолжение)
Часть 4. Социальная и медико-психологическая помощь детям с СДВГ и их семье
Часть 5. Работа с СДВГ: практический опыт
Контроль по модулю 3
Контроль по курсу

Дополнительный инструментарий (список аппаратного и программного обеспечения и условия его получения):

Аппаратное обеспечение курса (приобретается слушателями):
- мультимедийный компьютер;
- видео- или веб-камера;
- микрофон (опционально, возможно использование встроенного микрофона веб-камеры);
- внешняя звуковая плата (опционально, возможно использование встроенной звуковой платы);
- модем или сетевая плата для подключения к сети Интернет.

Программное обеспечение курса (приобретается слушателями, в случае использования свободного программного обеспечения используется лицензия Open GPL):
- операционная система (Windows, macOS, Linux или подобная);
- офисная система (Microsoft Office, Libre Office, IWork или подобная);
- браузер.

Образовательные программы, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:


Перечень образовательных программ разработчика курса:
44.03.01 Педагогическое образование «Начальное образование»
44.03.01 Педагогическое образование «Технология и безопасность жизнедеятельности»
44.03.01 Педагогическое образование «Физическая культура»
44.03.01 Педагогическое образование «Иностранный язык»
44.03.01 Педагогическое образование «История»
44.03.05 Педагогическое образование «Биология» и «География»
44.03.05 Педагогическое образование «Физика» и «Информатика»
44.03.05 Педагогическое образование «Математика» и «Информатика»
44.03.05 Педагогическое образование «Начальное образование» и «Дошкольное образование»
44.03.05 Педагогическое образование «Начальное образование» и «Иностранный язык»
Перечень образовательных программ других образовательных организаций, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:
44.03.01 Педагогическое образование (все профили)
  1. Course Number

    psychophysiology_of_learning_and_teaching
  2. Classes Start

  3. Classes End

Enroll