Skip to main content

Экология человека

Трудоемкость 3 з.е.

Количество недель 15

Средняя нагрузка в неделю 7 часов

Уровень образования бакалавриат, специалитет



Автор курса:

Морозова Людмила Владимировна,

проректор по образовательной деятельности САФУ, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ



Преподаватели курса:

Чуб Игорь Сергеевич

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем Высшей школы естественных наук и технологий САФУ

e-mail: i.chub@narfu.ru



Борейко Анна Павловна

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем Высшей школы естественных наук и технологий САФУ

e-mail: a.repina@narfu.ru



Аннотация

Курс состоит из четырех разделов, посвященных об-щим вопросам экологии человека, здоровью как основ-ному критерию воздействия факторов среды на человека, вопросам демографии и экологической физиологии, а также специфике воздействия природных и антропо-генных факторов на человека: как наш организм реаги-рует на вызовы окружающей среды и как минимизиро-вать риски этих воздействий.

О курсе

В составе курса пять модулей: «Экология человека, общие вопросы», «Общие вопросы теории адаптаций», «Учение о стрессе», «Адаптация человека к природным факторам»,«Адаптация организма к антропогенным факторам».

Основными задачами курса «Экология человека» является формирование представлений о закономерностях роста и регуляции численности популяции человека, условиях ее устойчивого существования и жизнеспособности; изучение механизмов воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; обоснование физиологических основ здоровья человека, факторов экологического риска, возможностей экологической адаптации.

Формат

Курс «Экология человека» включает 9 тем. Каждая тема начинается с видеолекции и содержит также конспект, материалы для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля и тест по лекции. Освоение каждой темы предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей. Итоговый контроль осуществляется по результатам итогового зачета (в виде электронного теста по курсу), к которому студенты допускаются при условии успешного выполнения всех промежуточных тестов, а также всех практических заданий.

В преподавании дисциплины наряду с использованием таких современных образовательных технологий как видеолекции, предусмотрено также проведение практических занятий. Практические занятия представляют собой самостоятельно проведенное экспериментальное задание.



Планируемые результаты обучения:

В процессе обучения, Вы

  • изучите характеристики различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм, пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на организм человека;
  • изучите современные представления о закономерностях роста и регуляции численности популяции человека, условиях ее устойчивого существования и жизнеспособности Основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования;
  • освоите принципы и методы оценки вероятности (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека;
  • получите практические навыки разработки рекомендаций для населения по проведению адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам.

Требования:

Для освоения курса не нужны специальные знания и подготовка.

Структура онлайн-курса:

МОДУЛЬ I. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.

Лекция 1. Экология человека: предмет, методы, задачи, уровни интересов

Лекция 2. Здоровье человека как объект изучения экологии человека

МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ АДАПТАЦИЙ

Лекция 3. Физиологические механизмы природных адаптаций

Лекция 4. Классификации адаптаций

МОДУЛЬ 3. УЧЕНИЕ О СТРЕССЕ

Лекция 5. Физиологические механизмы стресса

МОДУЛЬ 4. АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДНЫМ ФАКТОРАМ

Лекция 6. Физиология человека в разных климато-географических условиях на примере высоких широт

Лекция 7. Физиологические механизмы ритмогенеза. Десинхроноз

МОДУЛЬ 5 АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К АНТРОПОГЕННЫМ ФАКТОРАМ

Лекция 8. Влияние шума на организм человека

Лекция 9. Визуальная среда и ее влияние на организм человека

Образовательные программы, в которых признаются результаты обучения онлайн-курса:

Все образовательные программы.
Enroll